13:32
Как стало известно "Ъ", одними из крупнейших владельцев земель около
строящейся через Химкинский лес автотрассы Москва—Санкт-Петербург
являются основатель Mirax Group Сергей Полонский и создатель сети
гостиниц Azimut Hotel Александр Клячин. Бизнесменам принадлежит более
700 га стоимостью около $420 млн в этом районе, из которых 140 га сейчас
выставлены на продажу. Экологи, выступающие против трассы, уверяют, что
эти земли находятся в лесу и правительство РФ обещало их не
застраивать.
Вопреки протестам экологов в конце 2010 года правительственная комиссия
во главе с вице-премьером Сергеем Ивановым приняла решение, что маршрут
платной скоростной трассы Москва—Санкт-Петербург пройдет через
Химкинский лес. Тогда же господин Иванов пообещал, что на участке
трассы, которая пройдет через лес, не будет построено никаких объектов
инфраструктуры, даже заправок, а дорогу оградят шумозащитными экранами
(см. "Ъ" от 15 декабря 2010 года). Но на прошлой неделе лидер движения в
защиту Химкинского леса Евгения Чирикова заявила, что "правительство РФ
нас обманывало, заявляя, что, кроме трассы, в лесу ничего строить не
будут". Тогда же она сообщила, что часть земель в лесу выставлена на
продажу через интернет (см. "Ъ" от 8 апреля). Владельцем этих участков
называлось ОАО "КХСП "Химки"", конечные бенефициары которого были
неизвестны.
По данным ЕГРЮЛ, 95,42% акций ОАО "КСХП "Химки"" принадлежит ООО "УК "Химки"".
Как удалось выяснить "Ъ", еще в начале 2010 года 70% долей в УК
принадлежало владельцу сети отелей Azimut Hotel Александру Клячину, 30% —
основателю Mirax Group Сергею Полонскому. Это следует из подписанного
бизнесменами в январе 2010 года предварительного соглашения о
консолидации земель в Химках (есть в распоряжении "Ъ"). Согласно
документу, ОАО "КСХП "Химки"" принадлежало 711 га в районе строящейся
трассы Москва—Санкт-Петербург. В феврале 2010 года стороны намеревались
создать на паритетных началах совместное предприятие (СП), в результате
чего земли планировалось разделить поровну. Два источника "Ъ", близкие к
обеим сторонам, утверждают, что СП было создано и получило название ООО
"Совместное предприятие". Такое юрлицо было зарегистрировано в ЕГРЮЛ в
августе 2010 года. Источник "Ъ" в одном из банков—кредиторов Mirax
говорит, что создание СП совпало по времени с конфликтом господина
Полонского с Альфа-банком: на август 2009-го долг Mirax перед банком
превышал $240 млн.
Александр Клячин подтвердил "Ъ", что ему действительно принадлежит ряд
земельных участков на севере Подмосковья в районе аэропорта Шереметьево,
отказавшись обсуждать его договоренности о совместном освоении этих
земель с господином Полонским. По словам господина Клячина, скупать
земли в этом районе он начал с конца 1990-х годов, когда и речи не было о
строительстве новой автотрассы. "Зона у аэропорта Шереметьево
привлекательна сама по себе",— объясняет свой выбор бизнесмен,
отказавшись уточнить принадлежащий ему объем земель в Химках. Но
источник "Ъ" в его окружении утверждает, что всего в этом районе
предпринимателю сейчас принадлежит 385 га. Еще 350 га принадлежит
господину Полонскому, знает один из земельных брокеров. По его словам,
совладелец Mirax Group начал выкупать земли в Химках в начале 2000-х.
Изначально еще одним партнером господ Клячина и Полонского по освоению
земель в Химках был нынешний президент ОАО "Объединенная
судостроительная корпорация" Роман Троценко, которому принадлежало чуть
более 100 га, добавляет собеседник "Ъ". "Но,— говорит он,— к началу 2010
года Александр Клячин выкупил эти участки". Связаться с господином
Троценко не удалось.
В Химкинском лесу возобновились работы
Во вторник в Химкинском лесу сразу на трех участках возобновились работы
по прокладке трассы Москва—Санкт-Петербург. Пока строители начали
вывозить срубленные в прошлом году деревья...
Другой источник "Ъ", знакомый с деталями договоренностей между
партнерами, утверждает, что сейчас в основном продаются участки
господина Полонского, который после кризиса был вынужден пересмотреть
свои планы по освоению этих земель. Сейчас общий долг Mirax составляет
$593 млн. Распродавать земли партнерам приходится с дисконтом. Брокер,
продающий земли через сайт "Химки Лэнд", сообщил "Ъ", что стоимость
земли варьируется от $6 тыс. до $8 тыс. за сотку. Это на 40-50% ниже
рыночной цены, говорит гендиректор "Гео девелопмент" Максим Лещев.
Два земельных брокера, изучавшие возможность продажи земель "КСХП
"Химки"", утверждают, что большая часть участков сельхозназначения и
никакого отношения к Химкинскому лесу не имеет. Это подтверждает
источник "Ъ" в окружении господина Клячина: "У бизнесмена всего 2,3 га в
районе Старбеево примыкают к строящейся трассе и Химкинскому лесу". В
пресс-службе Mirax Group на вопрос "Ъ", является ли причиной распродажи
земель в Химках скандал вокруг трассы, посоветовали обратиться в ФГУ
"Дороги России", которое выкупило все участки под строительство дороги
еще в 2009 году. В ГК "Автодор" (заказчик строительства трассы) сообщили
"Ъ", что любое строительство в Химкинском лесу, за исключением
согласованного участка будущей трассы, запрещено. В этом случае контроль
за участками, находящимися за пределами леса, не входит в компетенцию
заказчика трассы, уверяют земельные брокеры.
|